Как икона "Взыскание погибших" появилась в Мариенбурге История иконы «Взыскание погибших» начинается с VI века, когда в киликийском городе Адане инок Феофил, архиерейский эконом, заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. Осознав содеянное, Феофил обратился с покаянием к Божией Матери, и Она совершила молитвенный подвиг, умолив своего Сына и Бога вернуть к вечной жизни уже погибшую душу, даровать спасение покаявшемуся предателю и изменнику, подобному Иуде Искариотскому. За это чудесное избавление, превышающее по значению даже воскресение мертвых (Мф.10,28), Пресвятая Дева получила имя «Взыскание погибших». Но икона с таким именем появляется в России только в XVII веке. Первая по времени, сколько это известно, икона Божией Матери «Взыскание погибших» появилась на территории будущей Саратовской губернии. В середине XVII века на этой территории для защиты местных жителей от набегов татар, калмыков и других инородцев был назначен воевода из древнего дворянского рода Кадышевых. Когда в 1666 году по Волге приплыла к Саратову икона Божией Матери, ее принесли к саратовскому воеводе. Он поместил ее в своей моленной комнате, где она стала прославляться дивными чудесами. С тех пор этот образ переходил по наследству в роде Кадышевых в течение 150 лет и, наконец, оказался у Анны Ивановны Кадышевой, которая явила свою семейную святыню для общецерковного поклонения и дала возможность чудотворной иконе помогать всем притекающим к ней верующим русским людям и инородцам этого края: чувашам и мордвинам. В декабре 1850 года учреждается Самарская епархия, выделенная из состава Симбирской епархии. Ее возглавил епископ Евсевий (Орлинский), ректор Санкт-Петербургской Академии. На этом этапе и начинается деятельность Анны Ивановны Кадышевой, владелицы чтимой иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая вошла в труды по устройству обители, со временем ставшей известным Свято-Троицким Раковским женским монастырем. Большую помощь в этом оказала семейная святыня. В 1855 году у графа Дмитрия Николаевича Шереметева (1803-1871) смертельно заболел 11-летний сын Сергей. Граф был в отчаянии. В это время и нанесла свой визит графу Шереметеву А.И. Кадышева. На пожертвования графа существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и отчасти Петербургский университет. Кадышева, приехавшая в столицу искать средства на устройство монастыря и оказавшаяся в доме графа, видя печаль отца, предложила отслужить водосвятный молебен перед святою иконою. Принесена была икона, которую Кадышева возила с собой, и, после молебна отрок тотчас почувствовал себя легче, а потом и совсем выздоровел. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918) впоследствии был знаменит не менее своего отца. Он был известным историком, учредителем Русского генеалогического общества, Императорского Православного Палестинского общества, членом монархической организации «Русское собрание». С 1885 года он был назначен вторым помощником председателя совета Православного миссионерского общества, а с 1904 года стал обер-егермейстером Императорской охоты в Гатчине. После этого чудесного исцеления, получившего широкую известность, было начато дело о всероссийском почитании иконы «Взыскание погибших» вместо местного чествования одноименных икон, происходящих из разных мест. Оно было установлено в 1857 году и определен общий день празднования - 5 февраля (по новому стилю 18 февраля). В летописи Раковского Свято-Троицкого монастыря хранилось немало свидетельств чудес, исцелений, творимых верою и благодатью. За период с 1862 по 1900 год засвидетельствовано около 40 чудес: исцелений бесноватых, немых, слепых, помощи Божией Матери при засухе, нашествии саранчи. Во время изъятия ценностей из церквей в 1922 году чудотворная икона сохранила свой серебряный позолоченный киот в виде сияния с литыми ангелами. 17 сентября 1924 года обновленческий епископ Александр (Анисимов) доносил представителям местной власти, что монахини монастыря отказались передать ему знаменитый образ. После закрытия Раковского монастыря в 1928 году икона сохранялась на квартире у оставшихся в живых монахинь, вероятно, в близлежащем селе. В 1954 году сокрытая чудотворная икона была водворена в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева (так называлась Самара в 1935-1991гг.) по распоряжению епископа Иеронима (Захарова). Здесь она находится и в настоящее время. По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина) с 1999 года с нею проводится традиционный ежегодный Крестный ход вокруг города Самары в канун церковного Новолетия. Крестный ход выходит из Покровского кафедрального собора в субботу перед 1 (14) сентября и заканчивается в нем же в следующую субботу, пройдя 110 км по окрестным селам, храмам и памятным местам. Однако вернемся в дореволюционное время, чтобы понять каким образом одноименная икона появилась в Мариенбурге-Гатчине. 17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, в результате которого ни император Александр III, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Хотя всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радостный отклик среди граждан. Государь-император Александр III лично поддерживал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату Великому князю Сергею Александровичу: «Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость». В память чудесного избавления в Свято-Троицком Раковском монастыре была сооружена копия чудотворной иконы «Взыскание погибших» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы игуменьи Анатолии с сестрами. Копия была поднесена Царской семье, но где икона находилась до 1917 года, неизвестно. На фотографии, сделанной в келье преподобномученицы Марии Гатчинской в 1920-х годах, видна копия с царской иконы в центре домашнего иконостаса. Судя по всему, икона была доступна для поклонения верующих и продолжала источать исцеления. Со слов многолетней помощницы настоятеля Мариенбургского Покровского храма протоиерея Петра Белавского, алтарницы храма Александры Ивановны Савиной (ум.2007), икона «Взыскание погибших» была обретена следующим образом. В конце 1950-х годов две женщины шли в храм через речку Колпанку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпонками. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». Образ они передали в Мариенбургский храм. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей тонкой работы. 17 февраля 1994 года, во время всенощного бдения накануне дня празднования иконе, на образе выступили маслянистые капельки без запаха. После продолжительного мироточения настоятель храма иеромонах Никита (Марков) доложил об этом митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), который назначил компетентную комиссию, засвидетельствовавшую мироточение иконы. Мироточение образа «Взыскание погибших» повторялось потом два раза уже в настоятельство протоиерея Анатолия Павленко. Оно не было обильным: на иконе выступало несколько капель, образуя подтеки. По свидетельству о. Анатолия, однажды после воскресной службы к нему подошла одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородицы перед Ее образом «Взыскание погибших». Батюшка стал расспрашивать подробнее о причине такой просьбы. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, человек высокой духовной жизни. У нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке, сын тоже стал военным, пограничником. И вот от сына перестали приходить письма. В это время она с мужем развелась и переехала в Санкт-Петербург, где пришла к вере и воцерковилась. Стала работать уборщицей в Александро-Невской лавре. Когда женщина появилась в Мариенбурге, прошло 11 лет, как от ее сына не было вестей. О. Анатолий отслужил молебны перед иконой два воскресенья подряд. А на третье, подходя к кресту, эта женщина сказала: «У меня такая радость — сын приехал!». Как оказалось, сын попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал 2 года в госпитале. Когда вышел из госпиталя и приехал домой, ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. 11 лет мать и сын ничего не знали друг о друге. А тут после второго молебна — звонок в дверь и сын на пороге! Икона установлена в храме слева от алтаря, и почитается прихожанами. На празднование иконы «Взыскание погибших» каждый год приезжает множество людей. Этот день стал как бы вторым престольным праздником Мариенбургской Покровской церкви. Знаменательно, что и в Самаре, и в Мариенбурге - Гатчине икона Божией Матери «Взыскание погибших» появляется в храмах, посвященных Покрову Божией Матери. И по времени одновременно — перед началом хрущевских гонений на Церковь. Михаил КАРПОВ Гатчинская правда, № 73 (20367) от 4 июл

Теги других блогов: чудо Божья Матерь икона